23 сент. 2010 г.

АНАЛОГ #1


  Архитектура , как знание, организующее пространство обитания, всегда старалась выйти за пределы допустимых границ этого пространства. Вопрос расширения допустимых границ особенно остро ставился Древними, и удачно ими решался, возводя устремленные в космос невероятные монументы с помощью рабского труда масс. Далее по ходу развития истории замашки человечества все более утилизировались и принимали форму, задаваемую рамками этого самого пресловутого пространства обитания, но то там, то здесь система давала сбой и наружу выплескивались необузданные идеи и визионерские проекты. И архитектор, стараясь приспособить, расширить или преодолеть физические рамки земли всегда сталкивался с вопросом земной гравитации, как основным условием в задаче формирования его идеи.





  Тут, на мой взгляд, интересной стороной вопроса являются решения или обманывающие гравитацию, например надувная архитектура или выходящие за ее рамки архитектура в безвоздушном пространстве. По сути любое использование надувных конструкций – это конструктор - перевертыш, гравитационная обманка – вместо заглубления фундамента в землю, фундамент оказывается над землей переворачивая привычную схему здания с ног на голову, или распределенным по поверхности оболочки, освобождая здания от привычной схемы стен и перекрытий.  А космические проекты ее и вовсе не учитывают.
  А далее цепочка аналогов подобных проектов :




I . Дипломный проект “Летающий город” 1928 г. Георгий Крутиков. ВХУТЕИН, (мастерская Николая Ладовского)

Проект создал немало шума в архитектурных кругах в свое время и до сих пор остается поистине революционным. Рабочие города располагаются в стратосфере, вращаясь вокруг планеты (которой может быть земля, а может быть и марс), перемещения жителей происходят при помощи каплевидных транспортных капсул. Это идеальный проект, Крутиков выстроил утопическую социальную модель поселения, и, вместо решения вопроса гравитации основываясь на исследовании, доказывающем кризис модели небоскреба, помещает поселение в безвоздушном пространстве космоса.  

 
II . Проект Coop - Himmelblau . Дом с Летающей Крышей. Лондон. 1973г. 

Здесь архитектура рассматривается как процесс, а летающая крыша как предпосылка к изменениям внутри дома.Надувной шар используется как кинетическая модель.
   
   








III . Bang Bang van 2009. Минивэн со встроенным надувным павильоном.

   








IV . Studio Lindfors. Воздушные Капитаны. 2008.
     

Проект очень здорово интерпретирует понятие баланса. Эти воздушные города находятся в тонком равновесии – каждый город трактуется как единая социальная, экологическая и политическая среда которую требуется поддерживать. При производстве излишков мусора, низком уровне собранной дождевой воды или резком изменении числа жителей равновесие нарушается и воздушный город неминуемо теряет высоту или падает на землю. В таком рискованном положении общества делается особый акцент на балансе и взвешенности. 

      





V . Проект победитель конкурса Mine The Gap, проходившем в Чикаго в 2010 году. 
проект the Second Sun (by Alex Lehnerer, Team Leader, Meghan Funk, Lyndsay Pepple, Chicago, Illinois)
 
В конкурсе решался вопрос приспособления огромной круглой дыри оставшейся в городе от фундамента недостроенного небоскреба по проекту Сантьяго Калатравы.  
Сразу вспоминается бассейн Москва … и выстроенный на его месте Храм Христа Спасителя...
    
    


 


VI . Проект занявший второе место в конкурсе Townshift, проводившемся в городе Суррей, в Канаде. Бюро Paisajes Emergentes.
 

Задачей конкурса было создание знакового объекта, нового городского логотипа, оживляющего закостенелую общественную среду вокруг. Участок располагался на самой окраине, при въезде в характерную этому району субурбию. Решение вылилось в оригинальное сочетание – гелиевые баллоны, нанизанные на стальной стержень, подсвечиваются изнутри разноцветными прожекторами и надувная башня превращается в парящий информационный экран, а энергия для него собирается с проезжающих рядом по шоссе машин с помощью кинетического ковра трансформирующего лошадиные силы машин, передающиеся через колеса, в киловатты электричества.
     
   







VII .
павильон Серпентайн . Лондон. 2006. Рэм кулхас, Ханс Ульрих Обрист.
 

Пузырь внезапно возникший в Лондоне сопаставим по своим размерам с куполом собора Св. Павла. Во время существования павильона была устроена беспрецентдентная акция – ровно один день без перерывов на сон Рэм и Ханс опросили 70 представителей творческих профессий, составив современный срез ощущений Лондона самыми чуткими и восприимчивыми его жителями. Этот пример отражает еще одну сущность надувной архитектуры – ее временность. 

    







VIII .
Проект ParaSITE. Michael Rakowitz. C 1998 –  по нынешний момент.
 

Своими силами архитектор создает личинкообразные надувные убежища для бездомных жителей Нью Йорка. мобильность надувных конструкций на лицо! Особенно круто, что убежище как присоска надевается на выпуск воздуха вентиляционной системы - полная городская адаптация.

      








IX . Идея надувных конструкций особенно была популярна в 60 – 70 хх годах. Устраивались надувные павильоны, в них проводились лекции, хепенинги и мероприятия различного рода. Ниже снимки работ американского объединения Jersey Devils и авантгардного движения Ant Farm, в 1971 году они путешествовали по Америке с серией архитектурных мероприятий - Inflateble. Они пропагандировали анти - архитектуру – недорогие, легко собираемые и транспортируемые надувные павильоны, сделанные из винила, как альтернативу  традиционному жилью и господствующему в те годы в Америке сдвижению брутализма. Важнейшим достоинством надувной архитектуры была ее легкость в сборке и производстве. Изданная ими книга только подтверждала эти достоинства.
     
     







Jersey devils







Ants Farm.



o

1 комментарий: